Новости экономики и финансов Азии; обзоры торгов на фондовых, валютных и товарных биржах: котировки акций, курсы валют

Honda и Toyota потеряли лидерство на мировых рынках
Аналитика
02 Ноября 2011 02:46
Автомобили Honda Fit и Toyota Prius EdmundsТОКИО, 2 ноября /Азиатский репортер/. Еще два года назад компания Honda Motor Co. и компания Toyota Motor Corp. были одними из самых успешных автопроизводителей в мире. Сегодня сильная иена, два стихийных бедствия и стратегические ошибки превратили их в наиболее проблемных, пишет Wall Street Journal.

В понедельник Honda заявила, что не в силах исправить ситуацию и отозвала прогноз по прибыли на текущий финансовый год. Компания зафиксировала снижение прибыли на 56% в квартале по 30 сентября вследствие перебоев в производстве и снижения продаж.

Отчет Honda предвосхищает неблагоприятные результаты и у других японских автопроизводителей, собирающихся опубликовать свои отчеты в течение нескольких следующих недель. Курс доллара по отношению к иене вырос в понедельник с недавнего послевоенного минимума на 3% до 78,18 иены. Однако это все еще ниже того уровня, на котором основывались годовые прогнозы прибыли ведущих японских автопроизводителей. Honda отметила в понедельник, что теперь ожидает, что средний курс доллара во 2-м полугодии, заканчивающемся в марте 2012 года, составит 75 иен против 80 иен, согласно предыдущему прогнозу.

Сильная иена подрывает ценовую конкурентоспособность произведенных в Японии автомобилей и других товаров, а также сокращает прибыль, полученную в других странах.

Помимо сильной иены, на японских экспортерах негативно сказался недостаток машин, электроники и других комплектующих, производимых в Таиланде, связанный с наводнениями. Как Honda, так и Toyota сократили производство в США, Канаде и Азии в результате стихийного бедствия.

Принимая во внимание неопределенность, вызванную наводнением в Таиланде, будет непросто восстановить производство в течение следующих нескольких месяцев, считают руководители Honda. Директор по продажам предупредил, что некоторые американские заказы будут доставлены клиентам не раньше декабря или даже января.

"Честно говоря, мы ничего не можем сделать", - сказал в понедельник финансовый директор Honda Фумихико Ике во время брифинга, посвященного квартальным результатам. В прошлом месяце Honda сообщила, что в следующем десятилетии сократит экспорт из Японии на 50% из-за сильной иены.

Проблемы, связанные с ростом курса иены и наводнением в Таиланде, застали Honda и Toyota сейчас, когда компании пытаются восстановить производство после землетрясения в Японии 11 марта 2011 года. Вследствие того, что на заводах в Японии производится недостаточное количество автомобилей, доля Honda в этом году на рынке США может сократиться более чем на один процентный пункт, а доля Toyota – почти на три пункта.

С конца 2009 года доля Toyota на американском рынке, самом крупном и прибыльном для компании, сократилась на 4,5 процентного пункта и составила в конце сентября 12,5%.

Но проблема гораздо серьезней обычных сбоев в производстве. Потребители не так довольны автомобилями обеих компаний, как несколько лет назад. В 2010 году Toyota зафиксировала большое число отзывов и проблем с качеством автомобилей, связанных с педалью газа.

Измененная модель легкового автомобиля 2012 Civic от Honda подверглась сильной критике за скромный салон и старые технологии. Например, машина оснащена только пятискоростной коробкой передач, в то время как ее конкуренты, такие как Chevrolet Cruze и Hyundai Elantra, используют шестискоростную. Журнал Consumer Reports, который раньше давал моделям Civic самые высокие оценки, в этот раз просто вычеркнул новую модель из своего списка рекомендуемых автомобилей.

Теперь Honda должна усовершенствовать Civic для увеличения продаж, сказал Рик Кейс владелец крупного американского дилерства, находящегося в Форт-Лодердейл, штат Флорида. "Последние 40 лет у нас все складывалось достаточно хорошо. Теперь мы не знаем, что же из этого выйдет".

Г-н Кейс сказал, то продажи в его магазине постепенно начинают восстанавливаться после месяцев перебоев с поставками, вызванных землетрясением в Японии. В октябре продажи вырастут на 20% по сравнению с сентябрем, но "снизятся на 20% по сравнению с показателями прошлого года".

Между тем автомобили, производимые детройтскими автопроизводителями, становятся все более конкурентоспособными. Корейская Hyundai Motor Co. и Nissan Motor Co., наращивающие производство после мартовского землетрясения намного быстрее, чем Toyota и Honda, все больше завоевывают потребителей.

Из всех трудностей, с которыми сталкиваются Honda и Toyota, самой серьезной является укрепление иены, считают рыночные эксперты. В понедельник японское правительство провело интервенцию для сдерживания роста иены, опасаясь, что компании для снижения издержек начнут переносить производство за пределы страны, что в свою очередь приведет к сокращению числа рабочих мест.

Honda уже пересматривает свою зависимость от производства автомобилей в Японии. Ранее в этом году компания сообщила, что планирует построить завод в Мексике для производства легкового автомобиля Fit, в настоящее время экспортируемого из Японии. Nissan также предпринял аналогичные шаги. В настоящий момент компания производит одну модель в Таиланде и экспортирует ее в Японию, что еще несколько лет назад казалось абсолютно немыслимым. Японский производитель чипов Elpida Memory Inc. и производитель бытовой электротехники Panasonic Corp. также подтвердили, что перенесут производство в другие страны.

Тем не менее, Toyota указала, что, несмотря на общий тренд, она продолжит производить 3 млн автомобилей в год в Японии. Половина из этих машин идет на экспорт. Toyota опубликует отчет по прибыли за 2-й квартал 8 ноября.

Honda сообщила о снижении прибыли до 60,4 млрд иен (796,5 млн долларов США) за три месяца по 30 сентября со 135,9 млрд иен за тот же период годом ранее.

Изменение положения Toyota и Honda является достаточно значительным, так как в 2009 году, когда произошли банкротства General Motors Co. и Chrysler Group LLC, доли компаний на американском рынке достигли максимальных значений.

Honda и Toyota значительно отстают от GM иVolkswagen AG в Китае, крупнейшем мировом авторынке на настоящий момент, а также столкнулись с рядом разногласий с сотрудниками, которых другим компаниям удалось избежать.

"Иена продолжит со временем укрепляться, поэтому производство в Японии станет еще более дорогим. Компании, которым удалось перенести производство в страны с более низкими издержками производства, только выиграют, - отметил Джи Пресс, бывший член совета директоров Toyota и глава североамериканского подразделения, в настоящее время являющийся сотрудником Nissan. – Это долгосрочный тренд, и некоторым компаниям удалось занять передовые позиции".

Тем не менее Тoyota остается непреклонна в своем решении сохранить значительную производственную базу в Японии. Ранее в этом году она открыла первый японский завод по производству автомобилей на северо-востоке Японии для экспорта малогабаритных автомобилей. Даже при нормальном обменном курсе очень сложно получать прибыль от небольших машин, но сейчас это стало практически невозможным.

Но среди руководителей Toyota некоторые уже выступают за перенос производства за пределы Японии.

Генеральный директор Акио Тойода был тверд в своем решении оставить заводы в Японии, так как считает, что опыт японских специалистов дает компании конкурентное преимущество на мировом рынке. Но финансовый директор Сатоси Одзава неоднократно повторял в своих заявлениях, что не уверен в целесообразности такого решения.

Toyota смотрит далеко в будущее и предпочитает подождать, чем переносить производство за пределы страны, что потребует 10 лет переходного и обучающего периода.

В начале 90-х годов курс иены сильно вырос и негативно сказался на результатах Toyota, но затем опять снизился, что привело к значительному росту прибыли японского автопроизводителя.

Еще несколько лет назад, когда пара доллар/иена торговалась выше 120, руководители Toyota жалели, что построили слишком много заводов в США в ущерб производству в Японии.
 




Читайте также:


Популярное на сайте