Новости экономики и финансов Азии; обзоры торгов на фондовых, валютных и товарных биржах: котировки акций, курсы валют

Apple не удается закрепиться в Китае
Аналитика
02 Июля 2013 06:09
Apple не удается закрепиться в КитаеПЕКИН, 2 июля /Азиатский репортер/. Apple еще не освоила крупнейший в мире рынок потенциальных покупателей iPhone, а именно базу клиентов China Mobile. Ситуация должна измениться. Когда и каким образом – эти вопросы помогут определить, смогут ли вялые акции американского технологического гиганта восстановить импульс роста, пишет Dow Jones Newswires.

Акции Apple торгуются на уровне около 395 долларов, на 44% ниже рекордного максимума, достигнутого в прошлом сентябре. Бывшая когда-то самой дорогой компаний в мире по рыночной капитализации, Apple недавно вернула это звание Exxon Mobil. Извечный конкурент - Google - также обошел Apple по показателю рыночной капитализации, скорректированной по чистой наличности.

Основанием для сильной тревоги, оказывающей давление на акции Apple, служит ослабление поддержки со стороны расширения дистрибуции самого прибыльного продукта компании. Первый iPhone в 2007 году продавался лишь у одного оператора, AT&T, и лишь в одной стране – США. Сегодня его продают 275 операторов в 114 странах, по данным Strategy Analytics.

Самое грубое упущение компания допустила в отношении China Mobile, крупнейшего в мире беспроводного оператора, имеющего более 700 млн абонентов. Из них около 80 млн более состоятельных клиентов могут позволить себе дорогостоящий смартфон Apple, согласно подсчетам Такера Гриннана, аналитика из HSBC. При этом более половины этой элитной группы могут стать потенциальными покупателями iPhone, учитывая, что доля Apple на китайском рынке смартфонов премиум-класса составляет 55%, по данным HSBC. Фактически более 20 млн абонентов China Mobile уже используют "разблокированные" версии iPhone в устаревшей 2G-сети оператора.

Для Apple, которая в 2012 году продала 261 млн iPhone, потенциальные продажи этих дополнительных десятков миллионов телефонов открывают весьма выгодные возможности. Давление также усиливается на фоне падения доли Apple на общем китайском рынке смартфонов до 9% в 1-м квартале с 13% за тот же период прошлого года, согласно Strategy Analytics.

В связи с этим инвесторы Apple обеспокоенно ждали сообщения о заключении какой-либо сделки M&A, особенно с осени 2012 года, когда в продажу был выпущен iPhone 5, первая модель, совместимая с 3G-сетью China Mobile.

Одна из причин, по которой сделка еще не была завершена, может заключаться в нежелании держателя контрольного пакета акций China Mobile, китайского правительства, выпускать iPhone на рынок Китая. Если позволить крупнейшему игроку китайского телекоммуникационного сектора продавать популярные устройства от Apple, это может привести к дальнейшей концентрации рынка, чего Пекин предпочитает избегать.

Касательно самой Apple, помехой для потенциальной сделки может служить тот факт, что компания не хочет, чтобы пользователи испытали сравнительно неблагополучный опыт с ее смартфонами. Версия 3G-сети от China Mobile, названная TD-SCDMA, менее надежна по сравнению с аналогичными сетями менее крупных конкурентов, China Telecom и China Unicom.

Тем не менее несколько факторов указывают на то, что в конечном счете компании заключат сделку.

Во-первых, China Mobile планирует запустить сеть следующего поколения "TD-LTE". Смартфон iPhone поддерживает эту технологию, которая предложит более высокую скорость передачи данных. Кроме того, Пекин хочет способствовать продвижению этой технологии по всему миру, поскольку китайские компании продают для нее вспомогательное оборудование. С бюджетом капиталовложений на 2013 год на сумму 31 млрд долларов, который почти равен совместному бюджету AT&T и Verizon Communications, China Mobile уже является крупным покупателем оборудования для сети TD-LTE. Привлечение iPhone к этому стандарту предоставит компании дополнительный импульс.

Между тем риск стимулирования дальнейшей концентрации рынка может быть устранен позднее в этом году, если Пекин разрешит абонентам сохранять номера телефонов при переходе на другую сеть, чего ожидают многие эксперты.

Одно из потенциальных препятствий при формулировании соглашения - крупные субсидии для смартфонов. До сих пор значительная рыночная сила Apple позволяла ей заключать привлекательные сделки при условии, что операторы субсидировали существенную часть стоимости iPhone. Операторы идут на эти сделки, поскольку таким образом они заставляют абонентов заключать дорогие контракты на услуги связи.

Однако значительный финансовый урон, который условия Apple, похоже, нанесли операторам, не останется незамеченным China Mobile. Первым оператором, который начал продавать iPhone в 2009 году, стала China Unicom. Однако отчетность компании показывает, что с 2009 по 2011 годы маржа упала до 27% с 37%, хотя абсолютная операционная прибыль в мобильном бизнесе увеличилась. Более того, China Mobile занимает сильные позиции на переговорах благодаря ее масштабам и потребности Apple в восстановлении импульса.

Так насколько же важна China Mobile для Apple? В обычных условиях валовая маржа Apple по iPhone достигает середины диапазона 50-60%, по данным аналитика Тони Сакконаги из Sanford C. Bernstein. Даже при условии, что валовая маржа Apple по смартфонам, проданным через China Mobile, составит лишь 40%, учитывая потенциальную силу последней на переговорах, продажа 25 млн дополнительных iPhone в первый год может принести американской компании дополнительную валовую прибыль в размере 6 млрд долларов.

Это будет весьма желанным ростом: аналитики ожидают валовую прибыль Apple за финансовый год, оканчивающийся в сентябре 2014 года, на уровне 69 млрд долларов.

Учитывая, что технологические и стратегические цели Apple и China Mobile все чаще совпадают, вопрос скорее состоит в том, "когда", а не "если" будет заключена сделка. Что касается Apple, то от компании всегда можно ожидать нового революционного продукта. Однако сделка в Китае представляет собой один из самых мощных потенциальных стимулов для роста прибыли в ближайшей перспективе.
 




Читайте также:


Популярное на сайте