Новости экономики и финансов Азии; обзоры торгов на фондовых, валютных и товарных биржах: котировки акций, курсы валют

Ослабление иены – противоречивый фактор для автогигантов Японии
Аналитика
13 Мая 2013 07:24
Ослабление иены – противоречивый фактор для автогигантов ЯпонииТОКИО, 13 мая /Азиатский репортер/. Японские автопроизводители были одними из самых громких сторонников ослабления иены, призывая к укреплению доллара до отметки 100 иен или более.

Дело в том, что они должны быть среди тех, кто больше всего выиграет от этого процесса: более слабая иена делает легковые автомобили и грузовики, произведенные в Японии, менее дорогими за рубежом и помогает увеличивать зарубежную прибыль при ее конвертации в иены.

Однако более внимательный взгляд на двух автопроизводителей, Mazda Motor Corp. и Nissan Motor Co., показывает, что преимущества ослабления иены для японских корпораций не очевидны.

Базирующаяся в Хиросиме Mazda имеет больше всего причин, чтобы открывать шампанское при долларе на отметке 100 иен. Пятый по величине в Японии автопроизводитель производит около 71% своих легковых автомобилей внутри страны и экспортирует около 80% из них, а значит, курсовые колебания могут принести ему серьезные потери или неожиданные доходы.

Одной из причин высокой доли экспорта являются небольшие размеры бизнеса. В прошлом году компания произвела всего 1,18 млн автомобилей против 4,88 млн у Nissan. Несмотря на валютный риск, Mazda решила, что эффективнее будет сосредоточить свои производства в Японии, чем разбрасывать их по всему миру.

Даже несмотря на укрепление иены в 2012 году, Mazda вернула в Японию производство спортивного седана Mazda6 – после того как падающие продажи автомобилей в США заставили ее уйти со сборочного завода в Мичигане, управлявшегося совместно с Ford Motor Co.

Этот шаг означает, что за финансовый год, истекший 31 марта, объем средств, которые Mazda теряет при ослаблении курса доллара на 1 иену, вырос до 3,5 млрд иен – около 6,4% всей операционной прибыли компании в 53,9 млрд иен – на 1 млрд иен больше, чем двумя годами ранее. Сильный курс иены – доллар достиг минимума за период после Второй мировой войны на уровне 75,31 иены в октябре 2011 года – был одной из основных причин чистого убытка Mazda четыре года подряд, который в целом составил 245,7 млрд иен.

Теперь ослабление иены подразумевает, что ситуация для Mazda значительно улучшится.

При условии, что доллар будет стоить 100 иен, "мы ожидаем дополнительную прибыль 60-70 млрд иен" по сравнению с прогнозом компании по операционной прибыли на уровне 120 млрд иен за финансовый год до марта 2014 года, написал в исследовательской заметке аналитик J.P. Morgan Кохеи Таканаси после публикации отчетности Mazda 26 апреля. Автопроизводитель предполагает, что его операционная прибыль может увеличиться на 56 млрд иен благодаря позитивным изменениям на валютном рынке в текущем финансовом году, из которых 17 млрд иен можно приписать повышению пары доллар/иена исходя из весьма консервативного курса 90 иен.

Nissan, базирующийся в Йокогаме, в последнее десятилетие напротив постепенно перемещает производство из Японии с целью снизить издержки и защитить себя от колебаний на валютном рынке. Доля продукции, выпущенной в Японии, упала до 23,5% от общемирового производства в 2012 году с 38% четырьмя годами ранее, хотя доля экспорта осталась на относительно стабильном уровне 60% при повышении продаж.

Более того Nissan активно увеличивает использование компонентов, выпускаемых в других частях Азии, для снижения расходов, деноминированных в иенах. По оценкам Deutsche Bank, японский автопроизводитель в данный момент получает более 40% своих автозапчастей из заграницы по сравнению с 10%-20% несколько лет назад. Завод на юге Японии по производству самого подаваемого автомобиля Nissan на домашнем рынке, компактного Note, импортирует около 45%-50% комплектующих деталей.

По словам Nissan, еще большие перемены уже маячат на горизонте: компания планирует перебазировать производство двух популярных внедорожников в США. Передислокация производства небольшого кроссовера Rogue должна произойти уже в этом году, а внедорожника премиум-класса Murano следующего поколения – после ожидаемого начала выпуска в 2014 году. Как сообщил Nissan, в прошлом году в Японии было выпущено 259 000 Murano и Rogue, или около 23% всего объема производства автомобилей на домашнем рынке.

Этот совершенно другой подход объясняется тем, что каждое отклонение среднего курса доллара на одну иену за только что закончившийся финансовый год изменяет операционную прибыль Nissan на 15 млрд иен, по словам Кодзи Эндо, старшего аналитика по автомобильной промышленности в токийской Advanced Research Japan. Это составляет 2,6% от оценочной операционной прибыли компании за весь год. Как отмечает Эндо, если пара доллар/иена будет торговаться по 100 против его предыдущего прогноза 82, операционная прибыль Nissan за этот финансовый год увеличится на 270 млрд иен лишь благодаря позитивному эффекту от изменения курса доллара к иене.

Учитывая ослабление иены, некоторые эксперты сомневаются, что Nissan завершит свой план по перебазированию производства внедорожников в США. Деловая газета Nikkei 12 апреля сообщила, что автопроизводитель может отсрочить перемещение производства. Представитель Nissan заявил, что планы компании "по производству внедорожников Rogue и Murano следующего поколения остаются неизменными" и назвал сообщение японской газеты "неправомерным и необоснованным".

На Международном автосалоне в Нью-Йорке в марте генеральный директор Nissan Карлос Гон также дал понять, что планы не поменяются. "Мы перенесли производство из Японии, и оно не вернется назад", - отметил он.

Падение пары доллар/иена до уровня 75 было "шоком", добавил Гон. Хотя японская валюта ослабляется в последние месяцы, "мы не очень далеки от исторического уровня", добавил он.
 




Читайте также:


Популярное на сайте