Новости экономики и финансов Азии; обзоры торгов на фондовых, валютных и товарных биржах: котировки акций, курсы валют

Google взбудоражил туриндустрию
Аналитика
27 Декабря 2011 23:20
Google_buildНЬЮ-ЙОРК, 28 декабря /Азиатский репортер/. Последнее вторжение Google Inc. на территорию индустрии туризма взбудоражило ее участников, пишет Wall Street Journal.

На сегодняшний день это последний пример того, как компания охватывает своей рыночной властью все новые аспекты экономической жизни, отмечает издание.

Конкуренты уверяют, что Google злоупотребляет своим положением в сфере интернет-поиска для того, чтобы получить контроль над онлайн-бизнесом туристических услуг, оцениваемым в 110 млрд долларов.

С декабря Google начал помещать результаты, полученные при помощи своей новой системы поиска рейсов, выше результатов прочих компаний, таким образом теперь результаты самого Google появляются перед ссылками на такие сайты-посредники, как Expedia Inc., Orbitz Worldwide Inc. и Priceline.com Inc.

Поиск в Google по словам "Нью-Йорк – Лос-Анджелес" теперь показывает интерактивную таблицу Google с самыми дешевыми рейсами, связывающими два города. Перекрестные ссылки Google ведут только на сайты авиакомпаний.

А вот ниже на экране появляются ссылки на ведущие туристические сайты, от 10% до 20% трафика которых зависит от Google, сообщают аналитики Compete Inc.

Как именно Google ранжирует сайты и выводит результаты – ключевой вопрос для современной торговой индустрии, в которой Google играет основополагающую роль в принятии решения о покупке. Google, которая когда-то просто представляла результаты поиска, теперь постепенно входит на самые разнообразные рынки, предлагая любые товары и услуги, начиная от скачивания музыки онлайн и заканчивая скидочными купонами и мобильными телефонами.

Во многих отношениях Google по-прежнему учится балансировать между сталкивающимися интересами, позиционируя себя и как арбитра в деле поиска, и как участника рынка.

В прошлом году Google столкнулся с проверкой со стороны Министерства юстиции на предмет соответствия антимонопольному законодательству своих планов приобрести компанию ITA Software Inc., на технологиях которой работает новый сервис Google, а также сервисы некоторых конкурентов, среди которых Orbitz и Kayak Interactive Corp. Эти вебсайты выступили против сделки Google-ITA.

Только после того, как Google пошел на ряд уступок, Министерство юстиции дало добро на сделку в апреле. Google согласился сделать информацию о рейсах доступной для конкурентов. Хотя Министерство юстиции не обязало Google давать прямые ссылки на туристические сайты, компания подчеркнула, что будет "создавать инструменты, увеличивающие трафик авиакомпаний и онлайновых турагентств". Сейчас конкуренты уверяют, что Google нарушил дух этого соглашения.

В Google признали, что не смогли выполнить обещанное и давать ссылки на туристические сайты, но объяснили это отсутствием иного выбора. "Авиакомпании отказались предоставлять нам информацию по рейсам, если мы будем давать ссылки на бронирование авиабилетов онлайн-агентствам", пояснил во время онлайн-конференции в прошлом месяце Джереми Вертхаймер, основатель ITA и вице-президент Google.

Он добавил, что Google по-прежнему хочет давать ссылки и на туристические сайты: "Мы продолжим работать над этим, надеясь, что ситуация изменится". Пресс-секретарь Google отказался комментировать ситуацию дальше.

Признаков того, что в результате нововведений Google пострадали потребители, нет.

Однотипные запросы, сделанные на Google и на крупных сайтах путешествий, почти всегда показывают одинаковый наиболее дешевый вариант. Bing от Microsoft, аудитория которого меньше аудитории Google более чем в четыре раза, также показывает собственные результаты поиска выше прочих.

Министерство юстиции отказалось давать комментарии.

Поисковая система от Google – находка для авиакомпаний, которые уже давно пытаются отвоевать трафик у онлайн-турагентств, взимающих с авиакомпаний комиссию за бронирование рейса. В прошлом году эти сайты забронировали рейсы на сумму 17,5 млрд долларов, что составляет почти треть всех рейсов, забронированных онлайн, сообщает исследовательская компания PhoCusWright.

Для того чтобы оформить заказ при помощи онлайн-турагентства, авиакомпания тратит больше 11 долларов, тогда как если бронирование осуществляется на ее собственном сайте, то сумма не достигает и 1 доллара, говорит аналитик Atmosphere Research Генри Хартэвельд.

Ссылки на сайты авиакомпаний – реклама, но Google отказалась сообщить, какую именно прибыль ей это приносит.

Материнская компания American Airlines AMR Corp. требует от прочих поисковых систем, не продающих билеты (таких как Kayak), давать ссылки исключительно на сайт AA.com, полностью исключая ссылки на онлайновые турагентства. "И нам, и нашим клиентам будет лучше, если мы сумеем сократить наши расходы – тогда и стоимость билетов понизится", – говорит пресс-секретарь AMR.

Перевозчик с самым крупным в мире трафиком United Continental Holdings Inc. и Delta Air Lines Inc. ситуацию комментировать отказались. Ассоциация Airlines for America, объединяющая американских перевозчиков, также отказалась от комментариев.

По словам главного специалиста по маркетингу Kayak Роберта Бирге, несмотря на то, что Google, может быть, и не нарушает законодательство, он нарушает обещание давать ссылки на туристические сайты.

"Вызывает беспокойство то, что Google просто игнорирует то, что называла основным доводом во время правительственного расследования, – добавляет он. – Было бы неплохо, если бы компания, которая позиционирует себя как светоч корпоративной морали, держала свои слова".

Ранее в этом году Google попытался убрать вебсайты "низкого качества" с верхних строчек, выдаваемых при поиске. Множество сайтов тут же начало жаловаться на то, что Google их дискриминирует, впрочем остальные похвалили Google за улучшение результатов.

Руководители Google давно утверждают, что изменения в поисковой системе нацелены на увеличение выгоды для пользователей, а не для того, чтобы наказать тот или иной вебсайт. В ходе переговоров с регуляторами и законодателями Google часто ссылался на постановление федерального суда от 2003 года, согласно которому предлагаемые поисковой машиной Google результаты – это лишь "мнения", которым "должна быть обеспечена полная защита со стороны конституции".

По словам Кэрролл Рим, директора по исследованиям в PhoCusWright, туристические вебсайты "совершенно законно должны быть взволнованны" вхождением Google на рынок.

По ее словам, онлайн-турагентства отчасти защищены, потому что большую часть дохода им приносят отели. Самую большую угрозу Google представляет для тех, кто не продает билеты, например Kayak.

Kayak в прошлом году подала документы регуляторам на проведение IPO, но пока так и не разместила свои акции на бирже. Как предполагают специалисты в этой индустрии, столкновение лицом к лицу с Google может сорвать ее планы.

По словам Бирге из Kayak, Google продемонстрировал, что открыто ведет политику "перехвата общих поисковых запросов и перевода их на свои продукты", а потому "их заявление о том, что они не совершают антиконкурентных действий, попросту нелогично".

Федеральная комиссия по торговле занимается расследованием деятельности Google последние шесть месяцев. В середине декабря руководители сенатского антимонопольного подкомитета призвали комиссию продолжить расследование, подняв вопрос о том, может ли Google оставаться поисковой системой, "не высказывающей никому предпочтения", одновременно владея такими продуктами, как сервис поиска рейсов, "из которого благодаря рекламе компания извлекает значительный доход".

В письменном ответе комитету председатель совета директоров Google Эрик Шмидт выступил в защиту продакт-плейсмента компании. Он отметил, что основополагающей задачей Google является "предоставить пользователям ту информацию, которую они ищут", а потому компания стремится ответить на вопросы ищущих, а не просто предоставить им ссылки.

Новый сервис Google пока несовершенен – он производит поиск только по внутренним рейсам. Как сообщили в Google, они работают над тем, чтобы включить в систему и международные рейсы. Компания в дальнейшем планирует настроить сервис на такие запросы, как "рейс куда-нибудь в южные страны менее чем за 500 долларов в январе".
 




Читайте также:


Популярное на сайте